11 Июля 2019 года

Малый бизнес

Если остановишься, то догонят и затопчут

Директор и владелец компании «АЛСУ» Александр Сурков говорит, что на рынке пищевой продукции сегодня не протолкнуться. И местным производителям было бы неплохо получить приоритет на полках торговых сетей, а еще лучше, если бы власти вернули НДС на уровень прошлого года. Вот тогда можно ждать бурного развития отрасли.

Нужна изюминка

Барнаульское предприятие «АЛСУ» работает на рынке продукции для здоровья уже 18 лет. За это время перепробовали многое, но на сегодня развивают три основных направления: переработку облепихи, масличных семян льна и недавно удалось запустить производство батончиков мюсли.

На реализацию проекта ушел год. Приобретение оборудования профинансировала крупная аптечная сеть, с которой «АЛСУ» рассчитывается готовой продукцией по более низкой цене, чем их получают конкуренты. Батончики производятся под собственной торговой маркой аптечной сети.

В дальнейших планах Александра Суркова – выпуск фруктовых и протеиновых батончиков.

Меньше четверти продукции предприятия реализуется в Алтайском крае, основная масса ее уходит в европейскую часть страны, около 10% – за границу, в основном в Казахстан и Китай. «Это очень сложный сегментированный рынок, – говорит Александр Сурков о Поднебесной. – Наша продукция не представлена в больших сетях, в противном случае нам бы, наверное, не хватило сырья, чтобы удовлетворить их спрос». Тем не менее «АЛСУ» хотело бы расширить сбыт. В поисках новых клиентов маркетологи компании регулярно посещают китайские специализированные выставки.

Найти на рынке незанятую нишу очень сложно, признается директор компании. Приходится кого-то выдавливать, а для этого ты должен предложить либо что-то более интересное по свойствам, либо более дешевое. То есть нужна своя изюминка. На рынке важно уловить тренд. Один из таких трендов – продукты для перекуса. Люди все больше в движении и хотят перекусить на бегу, не теряя времени. И если этот продукт относится еще и к категории «Здоровое питание», то у него есть шанс найти потребителя.

Так же и с льняным маслом. Никто на рынке за ним в очереди не стоял. Поэтому «АЛСУ» приходится нарабатывать сбыт, отвоевывая покупателей у конкурентов. Это особенно сложно, поскольку покупательский спрос у населения снижается, а производственные затраты растут. Выросло и налоговое бремя. Александр Сурков считает, что увеличение НДС легло на производителя. Он не может настолько же поднять цену на свою продукцию, так как потеряет сбыт.

«И если вы производите только один продукт, то его продажи будут неминуемо падать», – объясняет предприниматель. Из ситуации можно выйти только расширяя ассортимент продукции. Это позволяет нарастить объем производства, а чем он больше, тем ниже себестоимость продукции, так как общезаводские затраты остаются постоянными.

Господдержка

Любое развивающееся предприятие вынуждено кредитоваться. «У нас хорошая кредитная история, поэтому банк предлагает кредиты на выгодных условиях, – признается Александр Сурков. – Кроме того, нас очень выручает государственная поддержка». Предприятию трижды предоставлялась компенсация до 50% затрат на приобретение оборудования. Впервые в «АЛСУ» воспользовались ею в 2013 году, когда покупали линию по производству облепихового сока. Затем еще в 2016 и 2017 годах. Суммарно около 3 млн руб. Также предприятию компенсировали проценты за пользование кредитами. Нередко за государственный счет продукция «АЛСУ» демонстрировалась на выставках в Китае.

Начальник регионального управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Александр Евстигнеев  говорит, что доступность финансовых ресурсов для бизнеса в крае обеспечивается не только через повышение эффективности уже применяемых форм и видов финансовой поддержки, но и через новые, с использованием ресурсов федеральных институтов развития. Благо в этом году объемы региональной программы развития предпринимательства выросли в 2,5 раза.

Сурков приветствует поддержку государства, но считает ее точечной, а не системной. Он обращает внимание на ужесточение требований к пищевому производству, на то, что введены обязательные медосмотры, разрешено отправлять работников на курорты за счет работодателя. С одной стороны, это выглядит разумным, но с другой – увеличивает издержки предприятия.

«Вы снизьте налоги, и бизнес сам начнет развиваться, – обращается он к федеральным законодателям. – И у людей зарплаты начнут подниматься, так как у работодателя появится возможность платить. Это повысит покупательную способность, значит, будет больше продаваться моего товара, я смогу развиваться, создавать новые рабочие места, больше платить налогов».

Кажется, в Алтайском крае существуют все мыслимые формы государственной поддержки бизнеса. Какой же еще не хватает?

«Мне бы хотелось какой-то консолидации между производителями и торговыми сетями, – отвечает Александр Сурков. – В Алтайском крае много сетей, но войти в любую очень сложно, хотя легче, чем было пять лет назад. А хотелось, чтобы местным производителям предоставлялся приоритет при прочих равных. Было бы очень интересно создать в магазинах отделы для алтайской продукции. Мы самые незащищенные на рынке. И очень зависим от продавцов. На рынке практически нет уникальных товаров, и торговые сети могут выбирать исходя из своих предпочтений. Но нам непонятна их логика, когда они выбирают аналогичный товар из других регионов. Мы даже готовы создавать продукцию под их требования».

Предприниматель считает, что взаимодействие с сетями может быть разноформатным: в виде и неформальных объединений, и встреч с чиновниками.

«Мы взаимодействуем и с Алтайским союзом предпринимателей, и с администрацией Барнаула, Центрального района. У меня нет негативных слов в адрес этих структур. Тем не менее мы уже год не можем продвинуть свою продукцию в торговых сетях, работающих в крае», – констатирует Александр Сурков.

Конечно, он не сидит сложа руки: «Мы очень активно работаем по продвижению нашего товара. Например, сейчас ведем переговоры с китайцами по приобретению ими достаточно крупных партий льняного масла. Пока спорим по цене. А чтобы мы могли предложить им низкую цену, нужно сокращать издержки, совершенствовать технологию».

Александр Сурков не собирается останавливаться на достигнутом. «Как только ты остановился, то тебя догонят и затопчут», – считает он.

Справка

В 2018 году в сферу малого и среднего бизнеса края было направлено 5,2 миллиарда рублей, в том числе в рамках региональной программы развития предпринимательства было потрачено 105,8 млн. В 2019 году запланировано уже 255,2 миллиона рублей, включая 189,6 миллиона из федерального бюджета.

Евгений ШУМИЛОВ, Олег БОГДАНОВ (фото)

« все публикации

Новости

  • 10.07.2019
  • 08.07.2019
  • 24.06.2019
  • 24.06.2019

Банки-партнеры