3 Ноября 2010 года

Время потребовало создания новых структур господдержки

Алтайские гарантийный фонд и фонд микрозаймов были созданы Администрацией Алтайского края для оказания своевременной господдержки малому и среднему бизнесу. Они доказали свою эффективность в самое непростое время – в период мирового финансово-экономического кризиса, когда представителям малого и среднего бизнеса получить кредиты стало также сложно, как сплясать лезгинку на трамвайных рельсах.

Алтайский гарантийный фонд (АГФ) предназначен, прежде всего, для тех субъектов малого и среднего бизнеса, которые не имеют достаточного залога, чтобы получить банковские кредиты. АГФ может поручиться за них на 50 процентов от суммы кредита. Банками такое поручительство рассматривается наравне с имущественным залогом. При этом за сельскохозяйственные потребительские кооперативы фонд может поручиться до 70 процентов от суммы кредита.

- Сейчас по выдаче поручительств можно наблюдать положительную волнообразную динамику: практически за каждый очередной квартал мы выдаем поручительств больше, чем за весь прошедший период работы фонда, - говорит исполнительный директор АГФ и фонда микрозаймов Александр Босяк. -  С помощью АГФ  предприниматели уже получили кредитов более чем на 1 миллиард рублей. Здесь важен следующий момент: наиболее существенно фонд пополнился в конце 2009 года, когда в Алтайский фонд поступило более 200 миллионов из федерального бюджета – максимально возможная квота, которая была предоставлена по конкурсу Министерства экономического развития далеко не каждому региону. Чтобы «завести» эти федеральные деньги в край и чтобы они начали работать, понадобилось всего 10,5 миллионов рублей из краевой казны!

Предприниматели, особенно сельские, окончательно поверили в надежность структуры АГФ со второй половины прошлого года. Поначалу предприниматели осторожничали, брали небольшие кредиты (в среднем от 500 тысяч до 1 миллиона рублей), ныне АГФ дает поручительства под кредиты в 5-7 миллионов рублей.

- В период кризиса ускоренное развитие получили предприятия с грамотным менеджментом, - делится наблюдениями Александр Босяк. Наглядный пример: мы поддержали барнаульское предприятие, которое занимается автосервисом. До кризиса у него не было даже нормальных производственных площадей, сейчас оно строит несколько магазинов, создает разветвленную сеть. То же самое можно сказать об одном из предприятий, занимающихся выпуском современной упаковки. По итогам 2010 года планируем выйти на полное освоение фондом тех денег, которые к нам поступили в декабре 2009 года. То есть фонд должен сформировать портфель поручительств на уровне 470 миллионов рублей. А это означает, что сумма выданных кредитов будет в четыре раза больше имеющихся у нас средств. Уже сейчас АГФ имеет возможность работать без необходимости вливания бюджетных средств. Фонд финансирует текущие расходы и прирастает за счет тех доходов, которые он получает. Фонд выстраивает свою работу так, чтобы не уповать на федеральные и краевые финансовые вливания. А возможные выплаты по предоставляемым поручительствам будут осуществляться только за счет собственных доходов, обеспечивая сохранность поступивших бюджетных субсидий.

Другим эффективным инструментом помощи Администрации Алтайского края предпринимательскому сообществу стал Алтайский фонд микрозаймов.

- Схема создания Фонда также строилась  на условиях софинансирования. Край в 2009 году выделили 15 миллионов рублей, а еще 60 миллионов пришли из бюджета РФ. Кредитный портфель мы формируем аккуратно, на данный момент освоено порядка 35 миллионов. До конца 2010-го будут задействованы оставшиеся 40 миллионов. К слову, в текущем году предусмотрено пополнение фонда микрозаймов – планируем получить линию в 40 миллионов рублей. Заявка  Алтайского края уже поддержана минэкономразвития, - поясняет Александр Босяк.

Сумма свыше 500 тысяч рублей полностью обеспечиваются залогом. Если речь идет о сумме ниже меньше 100 тысяч, возможно предоставление займа без залога или с частичным обеспечением. От 100 до 500 тысяч – обеспечение залога или полное, или частичное (в зависимости от решения экспертной комиссии Фонда).

Дальнейшая эволюция фонда микрозаймов представляется двояко. По мнению экспертов, можно создавать на местах муниципальные фонды микрофинансирования (как, допустим, это сделали в Бурлинском районе). В этом случае АФМ может выступать фондом второго уровня – будет, к примеру, привлекать недорогие средства  Российского банка развития, аккумулировать у себя и выдавать в виде кредитов районным финорганизациям.

Второй путь выглядит еще более перспективным – развитие работы регионального Центра поддержки предпринимательства, а также создание межмуниципальных и муниципальных ЦПП. В этом случае краевые структуры и муниципалитеты выступят в качестве их соучредителей. Городские и районные власти предоставят в бесплатную аренду помещения и необходимую технику, фонды предоставят финансы.

Как отмечают эксперты, учитывая опыт развития современного российского предпринимательства, можно сделать вывод, что межмуниципальные и муниципальные ЦПП целесообразно создавать в форме некоммерческих организаций. Кстати, такие трехуровневые схемы (региональный центр – куст районов – район) уже работают в ряде «продвинутых» российских регионов.

Российская газета №113 от 27.05.2010 г.

« все публикации

Банки-партнеры